ТОП-10 лучших подводных лодок мира

Лучшие подводные лодки мира

Военной темой интересуются многие люди. В частности, особое любопытство вызывает подводный морской флот. Он существует уже свыше ста лет и за это время претерпел множество важных изменений. Мы решили порадовать наших читателей рейтингом лучших современных подводных лодок. Здесь будут представлены наиболее мощные и известные субмарины не только отечественного, но и зарубежного производства. Мы рассмотрим их ключевые характеристики, положительные и отрицательные стороны.

10 самых хороших подводных лодок мира

10. Подводная лодка Оскар II

Оскар II

Относится к проекту 949А по отечественной классификации «Антей», является атомным подводным крейсером, который оснащен крылатыми ракетами модели 3М45. Они разрабатывались специально для борьбы с авианесущими кораблями противника. Проектирование субмарины началось еще в далеком 1969 году. Это был новый этап в развитии подводного флота, так как на тот момент ни у одной страны в мире не было аналогичного судна, способного эффективно справляться с авианосцами. По замыслу инженеров подлодка должна была стать превосходной заменой проектов 659 и 675, а по техническим возможностям превосходить их по всем ключевым показателям. Эта лодка способна запускать ракеты, находясь как в надводном, так и в подводном положении, передвигается не слишком шумно. Ракеты, предназначенные для «убийцы авианосцев», разрабатывались отдельно. Водоизмещение приличное – 10 000 тонн в надводном положении и 14 000 в подводном. Габаритные размеры тоже получились больше, чем у лодок, принадлежащих к предыдущему поколению: в длину судно 143 м, в ширину 18,3 м, дает осадку 11 м.

В качестве основной энергетической установки выступают два ядерных реактора с предусмотренной системой водяного охлаждения. Они в полной мере снабжают энергией две паровые турбины, передающие крутящий момент двум гребным валам. В надводном положении лодка движется со скоростью 20 узлов, в подводном значительно быстрее – может развивать до 35 узлов. В качестве основного боекомплекта выступают 24 крылатые 543-миллиметровые торпеды. Вместо них зачастую устанавливают противокорабельные или противолодочные торпеды, оборудованные осколочно-фугасным поражающим элементом. Лодка способна нести 4 противокорабельные торпеды с ядерной боеголовкой, мощность которой составляет 15 килотонн. Электроника представлена усовершенствованной радиолокационной станцией, позволяющей точно определить местоположение цели. Обслуживает судно экипаж из 130 человек. Это двухкорпусная субмарина, причем расстояние между легким и прочным корпусом составляет целых 3,5 м, что на 30% увеличивает плавучесть и позволяет надежно защитить основные элементы от подводных взрывов. Все внутреннее пространство поделено на 10 отсеков, при необходимости лодка способна лечь на грунт. Сегодня несколько таких лодок находятся в Черном и Средиземном морях, наблюдая за американскими авианосцами.

Преимущества:

  • Предназначена для борьбы с крупными кораблями противника;
  • В толще воды продвигается достаточно тихо;
  • Способна нести на себе ядерные ракеты;
  • До сих пор находится на вооружении российского флота;
  • Может продолжительное время находиться под водой.

Недостатки:

  • Несколько устаревшая система геолокации;
  • Проект разработан еще в середине 1970-х годов, без учета современных реалий.

9. Лодка Огайо

Огайо

По водоизмещению в подводном положении эта подводная лодка в значительной степени превосходит советскую. Данный показатель составляет 18 700 тонн. Соответственно, конструкция у американских инженеров получилась намного крупнее: в длину лодка составляет 170,7 м, в ширину 12,8 м, осадка 10,8 м. Численность экипажа может варьироваться в пределах от 133 до 154 человек в зависимости от типа и сложности задания. Первая субмарина данного класса была запущена в производство в далеком 1976 году, встала на вооружение уже шесть лет спустя. Ракетоносец характеризуется довольно длинным корпусом, который по своей форме напоминает каплю. В передней части находится ракетный отсек, реакторный расположился ближе к корме, в непосредственной близости от гребных винтов, в районе центра установлено машинное отделение и капитанская рубка с горизонтальными рулями, имеющими форму крыла. Кормовой стабилизатор выполнен в форме креста. Гребной винт здесь всего один. Максимальная скорость этого монстра инженерной мысли может достигать 25 узлов в подводном положении.

Такая скорость развивается во многом благодаря атомному реактору, чья мощность составляет 44,2 тыс. кВт, имеется парогенератор и гребная установка, работающая по принципу турбины. В подводном положении лодка без перерыва может находиться на протяжении 70 суток, перезаряжать реактор требуется раз в 9 лет. Корпус корабля характеризуется повышенной прочностью, поэтому судно способно погружаться на глубину до 500 м, может выдерживать даже близкие взрывы. На центральном посту, непосредственно под капитанской рубкой находятся все ключевые системы управления ракетными запусками. В качестве основного оружия здесь выступают трехступенчатые ракеты «Трайдент», работающие на твердом топливе. Они оборудованы боевой частью, разделяющейся во время полета на 8 боеголовок, каждая из которых оснащена собственной системой наведения, активирующейся на конечном отрезке полета. Ракеты скоростные – расстояние в 7800 км они способны преодолеть в течение всего лишь 40 минут.

Ещё:  ТОП-10 сушилок для рук, как правильно выбрать сушилку

Преимущества:

  • Приличное водоизмещение и увеличенные габариты по сравнению с советским судном;
  • Хорошо продуманная организация внутреннего пространства;
  • Усиленный корпус, обеспечивающий погружение на значительную глубину и способный выдержать значительные взрывные нагрузки;
  • Большой боекомплект.

Недостатки:

  • Крупные габариты делают лодку не слишком поворотливой – долго заходит на цель, медленно разворачивается и тяжело маневрирует;
  • При попадании в гребной винт полностью обездвиживается.

8. Подводная лодка Сорю

Сорю фото

На сегодняшний день это одна из лучших неатомных подводных лодок во всем мире. Производится на японских судостроительных верфях. Изначально у военных инженеров Японии не слишком хорошо получалось разрабатывать подводные субмарины. Отдельные лодки, входящие в состав флота, производились в США, другие изготавливались самими японцами, но по проектам, приобретенным у итальянских или французских разработчиков. При создании проекта этой лодки пользовались именно итальянскими наработками, которые были в значительной степени усовершенствованы. Это одна из новейших мировых разработок, причем нисколько по своим характеристикам не уступают иностранным аналогам. На сегодняшний день в состав японского флота входит уже 8 субмарин этого типа. Японские специалисты смогли выйти на качественно новый уровень разработки металла, благодаря чему удалось добиться значительного снижения шума двигателей. Моторы здесь воздухонезависимые. Они работают на базе двигателей Стирлинга, однако в дальнейшем планируется произвести их модернизацию, оснастив литиево-ионными аккумуляторными батареями повышенной емкости.

По своей конструкции лодка несколько меньше зарубежных аналогов: ее длина составляет 84 м при ширине 9,1 м, она дает осадку 8,4 м. Водоизмещение незначительное – 2947 т в надводном положении и 4100 т в подводном. Максимальная скорость под водой может достигать 20 узлов, над водой – до 12 узлов в зависимости от погодных условий. В качестве оружия она несет на себе шесть торпед класса «Гарпун». Помимо этого, здесь есть оригинальная система отстрела средств противодействия противника. Иными словами – сначала лодка подавляет огонь неприятельского судна, а затем уничтожает его или же берет в плен. Субмарину обслуживает экипаж из 65 человек. Максимум она способна находиться под водой в течение 14 суток.

Преимущества:

  • Работает на двигателях Стирлинга с последующей перспективой их замены на аккумуляторные литиево-ионные батареи;
  • Есть новейшие системы вооружения;
  • Довольно легкая и прочная;
  • Для обслуживания не требуется слишком много персонала;
  • По размерам намного меньше зарубежных аналогов.

Недостатки:

  • Перемещается очень медленно;
  • Под водой способна находиться всего лишь 14 суток;
  • Производилась с опорой на итальянские проекты.

7. Лодка Щука-Б

Щука-Б фото

Еще одна подводная лодка советского производства, чьи возможности зарубежная инженерная мысль до сих пор не может превзойти, по этой причине она до сих пор стоит на вооружении российской армии. Субмарины данного типа относятся к третьему поколению лодок, оснащенных атомным реактором. При разработке проекта конструкции особое внимание уделялось тому, чтобы в значительной степени снизить шум от перемещения как в надводном, так и в подводном положении. Это позволило бы сделать лодку более бесшумной. Главным отличием от предыдущего проекта «Барракуда» стал выбор материала при производстве корпуса. Было решено отказаться от титана, главным образом, по экономическим соображениям, а также в стране наблюдалась нехватка металла, были сложности с соединением элементов корпуса. Обратились к стали – это помогло не только в значительной степени ускорить производство лодок, но и сделать его менее затратным, причем это нисколько не сказалось на их надежности.

Для производства винтов у японской фирмы Toshiba были закуплены специальные высокоточные станки. Гребные винты, сделанные на них, отличались практически бесшумной работой. Подлодка оснащена двойным стальным корпусом, для этого используется металл с пределом текучести 100 кгс/кв.мм. Внутреннее пространство разделено на несколько отсеков – центральный пост, жилые помещения, посты дежурства, носовое вооружение, силовая установка, машинное отделение. Каждая зона оснащена собственной амортизацией, что положительно сказывается на акустическом фоне. Мощность двигателя составляет 190 МВт, которые обеспечивает ядерный реактор, работающий на медленных нейтронах. Под водой лодка развивает скорость 33 узла. Всего субмарина может нести до 40 ракет, причем 12 из них могут быть оснащены ядерными боеголовками, предусмотрена установка самонаводящихся торпед, которые будут перемещаться со скоростью до 50 узлов. У них не предусмотрен редуктор, который соединял бы между собой водометную установку и двигатель, поэтому ракета тоже перемещается бесшумно.

Преимущества:

  • Удешевленный стальной корпус повышенной прочности;
  • Комфортно организованное пространство внутри самой лодки;
  • Внушительный боекомплект, представленный торпедами и ракетами различных типов;
  • Практические бесшумное передвижение затрудняет обнаружение;
  • Есть система акустического наведения на цель.

Недостатки:

  • Воздушные ракеты идут на дозвуковой скорости;
  • Весь экипаж сконцентрирован в центральной части лодки.

6. Подводная лодка Лос-Анджелес

Лос-Анджелес фото

Разрабатывалась практически в одно и то же время, что и советский проект «Щука-Б». Первая лодка данного класса была поставлена на вооружение в 1976 г., последняя вошла в состав американского флота двадцать лет спустя. Субмарины принадлежат к ударному классу, способны бороться с подводными лодками неприятеля, перебрасывать подразделения специального назначения, минировать участки морей, производить поисковые и спасательные операции. В качестве основного вооружения используются ракетные комплексы типа «Томагавк», обладающие прицельной дальностью 2500 км. Лодка может быть также оснащена противокорабельной ракетой «Гарпун», оснащенной головкой самонаведения, дальностью поражения цели до 130 км и массой боевой части 225 кг. У судна есть уникальный комплекс поисковых систем обнаружения акустического типа, причем он может искать цели не только в водной среде, но и на суше, своевременно обнаруживать айсберги и так далее.

Ещё:  ТОП 10 лучших ламинаторов для дома и офиса

Мощность основного двигателя составляет 26 Мвт, он сопрягается в водо-водяными реакторами – подобное конструктивное решение обеспечивает максимальную подводную скорость в 30 узлов, при пиковых нагрузках на короткое время лодка может разгоняться до 35 узлов. Максимальная глубина погружения 450 м. В состав экипажа входят 14 офицерских единиц и 127 младших чинов. Над поверхностью воды лодка разгоняется до 17 узлов, есть также вспомогательный двигатель мощностью 242 кВт. Реактор способен прослужить порядка 10 лет, после чего его надо перезаряжать.

Преимущества:

  • Одна из самых популярных моделей во всем мире;
  • Большой боекомплект;
  • Высокая скорость передвижения;
  • Может погружаться на значительную глубину;
  • Многофункциональная лодка.

Недостатки:

  • С момента появления никакой модернизации, кроме систем вооружения и обнаружения целей, не производилось.

5. Лодка Sierra II

Sierra II фото

Еще один советский проект конца 70-х годов прошлого века, принадлежит к многоцелевому поколению подводных лодок, у которых особое внимание уделялось увеличению их поисковых возможностей. Главное их предназначение заключалось в своевременном обнаружении субмариан противника, выслеживание их с последующим уничтожением, если на это поступал соответствующий приказ. Благодаря высокопрочному титановому сплаву удалось в значительной степени увеличить глубину погружения и снизить магнитное поле судна, причем по последнему пункту субмарины данного типа являются и на сегодняшний день мировыми лидерами. Конструкция облегченная, двухкорпусная. На носу можно обнаружить оконечность, выполненную в форме эллипса, на корме – веретенообразную. Всего под основным корпусом находится шесть соединяющихся между собой отсеков, причем они водонепроницаемые. Отсек, куда поступает вода, при необходимости изолируется. Продумана и система спасения экипажа – есть всплывающая капсула, рассчитанная сразу на всю команду лодки.

В качестве основной силовой установки здесь выступает водо-водяной реактор, мощность которого составляет 43 000 лошадиных сил, еще имеется турбозубчатый реактор, причем последний оснащен четырьмя парогенераторами. Комплекс вооружения позволяет вести огонь вне зависимости от того, на какой глубине находится в данный момент субмарина. В боезапас входит 40 торпед и ракет, разрешается использовать даже ядерные боеголовки.

Преимущества:

  • Незначительный шум при перемещении под водой;
  • Разветвленная силовая установка не позволит лодке остаться без движения;
  • Хорошо продуманная высокоточная система обнаружения целей;
  • Возможность вести стрельбу, невзирая на глубину погружения.

Недостатки:

  • Корпус изготавливается из дорогостоящего сплава, поэтому лодку выпускали всего 7 лет.

4. Подводная лодка Ясень

Ясень фото

В отличии от рассмотренных выше подводных лодок, данный проект характеризуется так называемой полуторакорпусной конструкцией. В качестве легкого корпуса здесь выступают лишь обтекатели передней и кормовой части, дополнительную защиту получила капитанская и боевая рубки и надстройка. Изнутри лодка делится на несколько отсеков, при разработке был внесен определенный ряд изменений в местоположение вооружения по сравнению с моделями предыдущего поколения. Торпеды здесь находятся не в носу лодки, как у большинства, а по бортам, в средней части – подобное решение свойственно, скорее, надводным кораблям. Корпус изготавливается из слабомагнитной стали, которая также покрыта слоем специальной резины, которая понижает шумность и уменьшает отражение акустических волн локаторов. В носовой части находится гидроакустический комплекс высокой активности с рядом дополнительных антенн, которые занимают практически всю носовую поверхность лодки, не оставляя место для торпедных люков.

Имеющийся здесь атомный реактор способен работать без перезарядки в течение 30 лет – примерно столько же прослужит и сама лодка. Теплоноситель первого контура находится непосредственно в самом реакторе, что не допускает облучение экипажа и понижает вероятность возникновения нештатной ситуации.

Преимущества:

  • Торпедные аппараты находятся по бортам;
  • Надежный атомный реактор;
  • Резиновое покрытие корпуса позволяет перемещаться очень тихо;
  • Возможность комплектации различными торпедами и ракетами.

Недостатки:

  • Нет усиления корпуса в отсеках, где находится экипаж.

3. Лодка Астьют

Астьют фото

На третьем месте расположилась достаточно крупная подводная лодка королевского британского морского флота. Ее выпуск начался относительно недавно – разработки проекта стартовали в 1991 году. В качестве прототипа использовалась подводная лодка класса «Трафальгар», однако у новой субмарины должен быть практически вдвое увеличен боезапас. В итоге получилась однокорпусная одновальная конструкция с двигателем насосного типа, который практически не шумит в процессе работы. Снаружи лодка покрыта специальным противоакустическим покрытием, которое включает в себя 39 тысяч специальных пластин, они поглощают сигнал сонара. По сравнению с предыдущими версиями более приспособлена для работы в прибрежных водах и даже на мелководье. Подобное решение позволяет поражать цели очень далеко на суше.

Ещё:  ТОП-10 лучших электрических лобзиков для дома

В качестве энергетической установки используется водо-водяной ядерный реактор, две паровые турбины, через редуктор выдающие крутящий момент на один вал. Реактор работает в течение 25 лет без подзарядки. В течение срока службы субмарина может выполнить целых 40 кругосветных плаваний. Для того, чтобы увеличить период автономности здесь установлена система выработки кислорода из морской воды. Здесь есть шесть торпедных аппаратов, максимальная дальность полета ракеты составляет 1600 км, одна боеголовка имеет массу 454 кг.

Преимущества:

  • Одна из новейших мировых разработок;
  • Продолжительный период службы реактора, который не требует подзарядки;
  • Предусмотрена специальная система для выработки кислорода, содержащегося в морской воде;
  • Способна маневрировать на мелководье.

Недостатки:

  • Нет способности нести ядерные боезаряды.

2. Подводная лодка Вирджиния

Вирджиния фото

Американская подводная лодка четвертого поколения рассчитана на работу с противником как на значительной глубине, так и для проведения прибрежных операций. Помимо комплекта стандартного вооружения, у этой субмарины имеется оригинальное оборудование – необитаемые подводные аппараты, шлюзовая камера для водолазов с облегченным снаряжением, палубное крепление, позволяющее установить контейнер или же миниатюрную подводную лодку. Разработка проекта стартовала в конце 1980-х годов, однако первая модель сошла с верфи лишь в 2004 году. Лодка получилась достаточно шумной, для борьбы с данным дефектом были использованы новейшие покрытия, заглушающие акустические колебания, изнутри установлена система изолированных палуб, энергетическая установка разработана с использованием новейших технологий. Кроме того, для снижения шума гребной винт был помещен в фенестрон или кольцевой обтекатель, который по глубине приблизительно равен диаметру самого винта.

Это первая лодка в мире, лишенная перископа в традиционном понимании. Вместо него здесь применяется специальная мачта телескопического плана, которая не проникает в сам корпус лодки. На ней размещена телевизионная камера, передающая сигнал на дисплей на командирском посту по оптоволоконному кабелю. На корпусе также имеются антенны связи и радиоэлектронной разведки, датчик для наблюдения в инфракрасном режиме. Инфракрасный лазер применяется в качестве дальномера. Чтобы обнаружить подводные минные поля, применяют необитаемые автоматические аппараты, способные проработать в автономном режиме до 18 часов.

Преимущества:

  • Значительная оснащенность не только боевыми единицами, но и дополнительными устройствами;
  • Первая в мире модель без классического оптического перископа;
  • Способна выполнять целый комплекс боевых и разведывательных задач.

Недостатки:

  • Довольно шумный винт, несмотря на всю его акустическую защиту.

1. Подводная лодка Seawolf

Seawolf фото

Изначально разработка этого проекта велась в качестве ответной реакции на создание советскими военными инженерами подводной лодки класса «Щука-Б». Это революционный образец американского дизайна и использования новейших технологий при построении субмарин. Подводная лодка разрабатывалась на протяжении 10 лет. Первая модель была заложена еще осенью 1989 года, на воду ее спустили летом 1995 г. Это одна из самых первых конструкций, которая разрабатывалась с использованием компьютерных технологий. Изначально планировалось выпустить серию из 30 подводных лодок, однако после распада социалистического государства, количество было сокращено до 12, выпущено было еще меньше – всего три судна. На сегодняшний день данная модель является наиболее современной по целому ряду своих характеристик, к тому же такая лодка стоит дороже любой аналогичной продукции в мире.

При разработке проекта особое внимание учитывалось значительному снижению шумности лодки по время передвижения на малом ходу. Для этого был использован оригинальный двигатель водометного типа, который раньше использовался на британских подводных лодках серии Trafalgar. Здесь установлено сразу 8 торпедных аппаратов, а количество зарядов увеличено до 50 единиц, причем ракеты и торпеды способны поражать подводные, наводные и наземные цели на значительном расстоянии, предусмотрена возможность запуска ядерных боеголовок, залпового огня одновременно из всех шахт.

Преимущества:

  • Оригинальная конструкция лопастей винта и двигателя обеспечивают низкую шумность при движении с малой скоростью;
  • Разрешается выпускать залпом сразу 8 торпед;
  • Первая подводная лодка, разработка которой производилась исключительно на компьютере.

Недостатки:

  • Очень дорогостоящая субмарина.

В заключении интересное видео

Рейтинг лучших современных подводных лодок приблизился к своему завершению. Как вы могли увидеть – в нем собраны и довольно старые экземпляры. Это не значит, что сегодня не выпускаются новые субмарины, просто ни одно из новейших судов по своим качественным характеристикам не смогло превзойти то, что было создано в 70-90-х годах прошлого века. А какую подводную лодку считаете лучшей вы? Поделитесь этим в комментариях к этой статье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: